Икона Господь Вседержитель
 
vypov@yandex.ru

иконописная
мастерская

Северный
АФОН
Икона в академическои стиле "Умягчение злых сердец"
Икона в академическои стиле
Икона в академическои стиле Господь Вседержитель, мастерская Северный Афон, 2012 год
Икона Матрона Московская
Господь Вседержитель
дерево, масло, золочение, чеканка,  2014 г
Богородица "Умягчение злых сердец"
дерево, масло, золочение, 2012 г
Святая Матрона Московская
дерево, масло, золочение, чеканка,  2010 г
Святой Георгий Победоносец
дерево, масло, золочение, чеканка,  2013 г
Святые Кирилл и Мефодий
дерево, масло, золочение,  2013 г
Святой Инна
дерево, масло, золочение, чеканка,  2013 г
Святые Кирилл и Мефодий
  На этой странице представлены иконы, созданые в нашей иконописной мастерской. Заказать икону можно по телефону (WhatApp, Viber) +7 9313497442 , но лучше написать на электронную почту vypov@yandex.ru.
Икона в академическои стиле Святой Великомученик Георгий
Икона Богородицы на престоле, дерво, масло, золочение, иконописная мастерская Северный Афон, 2010 год
Валаамская икона Богородицы, дерво, масло, золочение, иконописная мастерская Северный Афон, 2008 год
Валаамская икона Богородицы
Иконописная мастерская "Северный Афон" 2010 г.
дерево, масло, золочение, объемный левкас
Находится в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре
Богородица на престоле
Иконописная мастерская "Северный Афон" 2012 г
дерево, масло, золочение
                                                                     АФОНСКИЙ СТИЛЬ

      Афонский стиль иконописи сформировался к середине 19 века. В это время Россия - самая большая и самая богатая православная держава переживает небывалый расцвет. Строится огромное количество храмов и монастырей по всему миру. Создаются иконописные мастерские в больших монастырях, в том числе на Афоне и Валааме. В этих иконописных мастерских и создается уникальный стиль иконописания, получивший название "афонского" Его отличительные черты- золотые, чеканные фоны, тончайшее написание ликов, использование масляных красок, вместо яичной темперы.
икона Богородицы в афонском стиле
Святые Сергий и Герман
Иверская икона Божией Матери, фрагмент, Афон, 19 век
Св Сергий и Герман, фрагмент, Валаам, 19 век.
    Надо понимать, что  создание иконы - живой процесс, напрямую связанный с молитвенной практикой. Многие монахи на Афоне, под руководством опытных старцев, практиковали Иисусову молитву, пребывали в созерцании и виденьи Фаворского света. Многим из них являлась Богородица и святые. Думаю, не будет большим преувеличением сказать, что они жили в окружении святых и ангелов. И в какой-то момент, их перестал устраивать отвлеченный византийский стиль, который к тому времени превратился в бесконечное повторение по прорисям  одних и тех условных, схематичных образов. Отцы стали писать образы более живые, пытаясь сделать "невидимое" - "видимым", но не переходя при этом грань, которая превращает лик в лицо, а икону в портрет. Так сложились характерные черты афонского стиля-золотые, мерцающие, чеканный фоны- символ Фаворского Света, прозрачные слои краски, тончайшие переходы света и тени придающие иконе  внутреннее свечение, и реалистичное письмо ликов. В подобной манере стали писать иконы и в России, в том числе и на  на Валааме.
     В это время византийская, греческая иконопись переживала упадок. Греция, Сербия, Болгария находились под властью Османской империи, что конечно не способствовало расцвету иконописи. Лики на иконах становились все более схематичными, образы все более поверхностными и примитивными. Не лучше обстояли дела и в России. Многочисленные иконописные артели в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Палехе, ориентированные на заказчиков, большую часть которых, составляло купеческое сословие, превратило икону в предмет украшения интерьера, некое подобие палехской шкатулки. Обычно лики, на таких иконах становятся чем-то второстепенным, теряются в многочисленных орнаментах и декоративных завитках.
Афонский стиль, монах иконописец
Иконописная мастерская на Афоне
Монахи, пишучие иконы в афонском стиле
Иконописная мастерская на Афоне. 19 век
      Русские, афонские мастера отходят от схематичности поздних византийских образцов и декоративной перегруженности русских; возвращают иконе ее изначальный, духовный смысл.
      Наша мастерская, в меру своих скромных сил, и с Божьей помощью, надеется возродить эту прекрасную традицию иконописания, и от всего сердца надеется, что наши иконы
будет помогать  всем, стремящимся к совершенству во Христе, очищению сердца, стяжанию  Божественной Любви

                                                   АКАДЕМИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
  
Иконы в академическом стиле можно увидеть практически в каждом храме. А если храм 18 или 19 века, то иконы в академическом стиле составляют, как правило, большую часть храмовых икон. И в то же время академический стиль иконописи, вызывает бурную полемику как в среде иконописцев, так и ценителей иконописи. Суть полемики в следующем. Сторонники византийского стиля, создающие иконы "в каноне", обвиняют иконы в академическом стиле, в недостатке духовности, и отходе от традиций иконописания.
    Попробует разобраться в этих обвинениях. Сначала о духовности. Начнем с того, что духовность- материя достаточно тонкая и неуловимая, инструментов для определения духовности не существует, и все в этой области предельно субъективно. И если кто-то утверждает, что чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, написанный в академическом стиле, и спасший, по преданию, Санкт- Петербург в годы войны, менее духовен, чем аналогичная икона в византийском стиле....пусть это утверждение останется на его совести.
     Обычно, в качестве довода, можно услышать и такие высказывания. Дескать в иконах в академическом стиле присутствует телесность, розовые щеки, чувственные губы и т.д. На самом деле преобладание чувственного, плотского начала в иконе - это проблема не стиля, а низкого профессионального уровня отдельных иконописцев. Можно привести множество примеров икон, написанных в самом, что ни на есть "каноне", где "картонный" невыразительный лик теряется в многочисленных завитках предельно чувственных украшений, орнаментов и т.д.
     Теперь об отходе академического стиля от традиций иконописания. История иконописания насчитывает более тысячи пятьсот лет. И сейчас в афонских монастырях можно увидеть почерневшие, древние иконы, датируемые 7-10 веком. Но расцвет иконописи в Византии приходится на конец 13 века, и связан с именем Панселина, греческого Андрея Рублева. До нас дошли росписи Панселина в Карее. Другой выдающийся греческий иконописец Феофан Критский работал на Афоне в начале 16 века. Им созданы росписи в монастыре Ставроникита и в трапезной Великой Лавры. На Руси вершиной иконописи справедливо признаны иконы Андрея Рублева.
     Если мы повнимательнее посмотрим на всю эту, почти двухтысячелетнюю историю иконописания, то обнаружим ее удивительное разнообразие. Первые иконы писались в технике энкаустики (краски на основе горячего воска). Уже один этот факт, опровергает расхожее мнение, что "настоящая" икона должна быть  обязательно написана яичной темперой. Причем стилистика этих ранних икон гораздо ближе, к иконам в академическом стиле, чем к "канону" Это и не удивительно. Для написания икон, первые иконописцы взяли за основу фаюмские портреты, изображения реальных людей, которые создавались в технике энкаустики
Христос Пантократор, Синай
Господь Вседержитель
Господь Вседержиьтель, икона
Христос Пантократор. Синай.
7 век 
энкаустика
Спаситель. Андрей Рублев.
15 век
темпера
Господь Вседержитель. В. Васнецов
19 век
масло
     Посмотрите на приведенные выше примеры. После этого вряд ли можно с уверенностью сказать, что иконы в академическом стиле В. Васнецова, были отходом от иконописной традиции.
     На самом деле, традиция иконописания, как и все в этом мире развивается циклично. К 18 веку, так называемый "канонический" стиль повсеместно пришел в упадок. В Греции и в Балканских странах это связано отчасти с турецким завоеванием, в России с петровскими реформами. Но главная причина все-таки не в этом. Восприятие мира человеком, и его отношение к окружающему миру, в том числе и миру духовному меняется. Человек 19 века воспринимал окружающий мир по другому, чем человек 13 века. А иконопись - это не бесконечное повторение по прорисям одних и тех же образцов, а живой процесс, основанный как религиозном опыте самого иконописца, так и на восприятии духовного мира всем поколением.
Господь Вседержитель
Иконописная мастерская Северный Афон. 2013 г.
Икона в академическом стиле.
Валаамская икона Богородицы
(фрагмент, лик)
Иконописная мастерская Северный Афон. 2010 г.
Икона в афонском стиле
Икона в академическои стиле
Икона в академическои стиле, Иконописная мастерская Северный Афон. 2010 г.

      Рождение новой иконописной традиции связано с русским монастырем Св.Пантелимона, и организацией иконописных мастерских при монастыре. Там зародился, так называемый "афонский стиль". В традиционную технику написания икон, русские иконописцы внесли некоторые изменения.
     Прежде всего они отказались от яичной темперы. Несмотря на устойчивое мнение о высокой прочности темперных красок, действительность говорила об обратном. В сыром климате темперные краски быстро плесневели, покрывались мутным, белым налетом. Ситуация осложнялась морским воздухом. Соль оседала на иконах, разъедала красочный слой. Мне приходилось видеть на Афоне современные иконы, написаные яичной темперой. По прошествии 3-4 лет они уже требовали серьезной реставрации. Поэтому афонские мастера отказались от темперы и перешли на масляные краски.
     Другой особенностью афонских русских икон стали золотые чеканные фоны. В богословском плане золотой фон в иконе символизировал Фаворский свет. Учение о Фаворском свете, впервые сформулированое св. Дионисием Ареопагитом было очень популярно на Афоне. К этому добавлялась практика Иисусовой молитвы, позволяющая очистить душу до такой степени, что Фаворский свет становился видимым и телесным зрением. Кроме богословских соображений, в использовании золотого чеканного фона была и своя эстетика. Свет свечей отражался в многочисленных гранях чеканки, создавая эффект золотого мерцания.
    Со временем, кроме мастерской в монастыре Св. Пантелимона, были открыты иконописные мастерские в Ильинском, Андреевском и других больших русских скитах. Почти одновременно, в России, открываются иконописные мастерские на Валааме.
    Также в Москве и Санкт-Петербурге иконописью начинают заниматься выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств. Наиболее талантливые из них К.Брюллов, Н. Бруни, В. Верещагин, В. Васнецов создали иконы, которые и стали впоследствии называться иконами в академическом стиле.
                                        КАК СОЗДАЮТСЯ НАШИ ИКОНЫ

                                                  
ИКОННЫЕ ДОСКИ

    Общеизвестно,что традиционные иконы пишутся на дереве. Хотя до нас дошло большое количество икон написаных на других основаниях, камне, керамике, стекле, все-таки древесина -наиболее распространенный материал для иконописи. Но для того чтобы икона просуществовала долгое время, иконная доска должна быть изготовленна в соответствии со строгими технологическими требованиями.

   Если Вы хотите заказать икону, то прежде всего нужно обратить внимание на доску. Доска должна быть сделанна из липы. Это наиболее инертная порода дерева, менее всего подвергнутая короблению. Доска не должна иметь сучков, сколов, следов гниения и т.д. Отдельные части доски склеиваются таким образом, чтобы волокна древесины шли в противоположных направлениях.

    С тыльной стороны к доске прикрепляются шпонки. Шпонки изготавливаются из твердых пород дерева ,обычно из дуба и крепятся к доске с помощью так называемого ласточкиного хвоста. Ласточкин хвост ,это паз в доске в форме трапеции, позволяющей шпонке удерживать доску от коробления. Если шпонки просто приклеить к доске, то со временем доска неизбежно треснет.

   Затем иконная доска покрывается защитным составом, состоящим из смеси воска и масла ,предохраняющим древесину от воздействия влаги и других неблагоприятных факторов.

   Иконы нашей мастерской всегда пишутся на досках, изготовленных с соблюдением всех, проверенных столетиями ,технологических правил.

                                             ЗОЛОЧЕНИЕ НА ПОЛИМЕНТ

     Золочение на полимент - самый сложный вид золочения требующий большого мастерства и долгой практики. Но и результат полученный при золочения на полимент намного превосходит то что получается при других видах золочения, как то: золочение на миксьон, мордан и желатин. Поверхность, полученная при золочении на полимент имеет зеркальный блеск и благородный цвет.
      Для приготовления полимента используется особая красная глина (лучшая из которых добывется в Армении) специально приготовленный яичный белок, китовый жир, а так же некторые ингредиенты, которые мастера - позолотчики держат в секрете.
     Пролевкашенная иконная доска покрывается 8-10 слоями полимента, каждый из которых полируется грубой тканью. Затем на полимент наносится слой белка. После этого наступает самый ответственный этап золочения. На икону быстро наносится слой спирта с водой, и пока спирт не испарился, икона покрывается сусальным золотом. Тонкие пластины золота размещают на кожаной подушечке, где их разрезают специальным золотильным ножом. Затем сусальное золото с помощью специальной, веерной кисти ,(иногда используется павлинье перо) переносится на поверхность иконы. После высыхания, золото полируется агатом, сделанным в форме зубка. Идеально позолоченная доска не имеет стыков листов золота, пятен и муара.
Инструменты для золчения на полимент
полировка золота агатовым зубком
Инструменты для золочения: позолотный нож, веерная кисть, кожаная подушечка, набитая конским волосом, агатовый зубок
Полировка золота агатовым зубком
                                                ЧЕКАНКА ПО ЗОЛОТУ

       После золочения на полимент, золотая поверхность иконы чеканится. Если этого не сделать, то в золоте, как в зеркале, будет отражаться все окружающее пространство,что будет отвлекать от главного в иконе - лика. Для нанесения чеканки используются специальные чеканы. Сложность чеканки по золоту состоит в том, чтобы нанести рисунок, не прорвав тонкий слой позолоты.Такая работа требует высочайшего мастерства и большого опыта. Но и результат оправдывает затраченные усилия. Чеканка придает золотому фону воздушность и нарядность. Золото отражается от многочисленных граней, и создает сложное, необыкновенно красивое пространство, наполненное золотым светом. В богословском смысле этот свет является образом Фаворского света.
Фрагмент иконы после чеканки по золоту
Икона в процессе чеканки фона
Икона в процессе чеканки фона
Фрагмент иконы после чеканки фона
ИКОНЫ В АКАДЕМИЧЕСКОМ СТИЛЕ
ИКОНЫ В АФОНСКОМ СТИЛЕ
ПОРТРЕТЫ СТАРЦЕВ
                                                           НАПИСАНИЕ ИКОНЫ

С
ледующий этап работы, это собственно создание иконы. Специально для Вас мы сняли видео в мастерской, показывающее процесс написания иконы от нанесения рисунка на левкас до завершения. Посмотрите, это интересно.
РОСПИСЬ ХРАМОВ
КОНТАКТЫ

e-mail   vypov@yandex.ru

Тел, WhatsApp, Viber
+7 9313497442

Санкт-Петербург, Морская наб. 37